Психолого-педагогическое сопровождение
учебно-воспитательного процесса
Цель - обеспечение психологического сопровождения педагогического процесса в учреждении и всех его участников.
Задачи:
Основные направления
психолого-педагогического сопровождения
Развивающее и коррекционное направление заключается в активном воздействии на процесс формирования личности воспитанников.
Данное направление реализовывается в виде групповых и индивидуальных занятий – тренингов. На занятиях активно используются методы арт-терапии (изотерапии, монотипии, сказкотерапии, музыкотерапии), мозговой штурм, вербализация, ролевое моделирование, дискуссия, игра, просмотр фильмов (мультфильмов с дошкольниками).
Со старшими воспитанниками проводятся тематические занятия-тренинги, направленные на формирование навыков самопознания и саморазвития, навыков саморегуляции, развитие уверенности в себе, эмоционально-волевое развитие, развитие способности к эмпатии, к переживанию эмоций других, на овладение навыками общения, формированию способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов, сплочения детского коллектива:
С воспитанниками дошкольного и младшего школьного возраста проводятся групповые и индивидуальные занятия, направленные на формирование коммуникативных умений, развитие эмоциональной сферы, развитие личностной сферы (адекватной самооценки, повышение уверенности в себе), развитие интеллектуальной сферы, психических процессов. Тематика групповых занятий:
С детьми, склонными к девиантному поведению и стоящими на профилактическом учете, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей еженедельно проводятся индивидуальные занятия, направленные на предотвращение явлений дезадаптации, формирование устойчивой Я-концепции, формирование коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, на формирование навыков саморегуляции, гармонизацию жизненных приоритетов и ценностей, личностный рост.
В рамках занятий по профориентации, помимо диагностических методик, проведен ряд групповых тематических занятий:
Также проведены экскурсии в ГАПОУ «Городецкий губернский колледж», ГБПОУ «Чкаловский техникум транспорта и информационных технологий»
С целью релаксации, стабилизации эмоционального состояния, оптимизации уровня тревожности и агрессии, создания положительного эмоционального фона, проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия в сенсорной комнате. Дети отдают предпочтение цвето-, свето, музыкотерапии, а также песочной терапии. Старшие и младшие воспитанники с увлечением создавали картины из песка, строили песочные миры. Песочная терапия является хорошим диагностическим материалом внутреннего состояния. На основе созданной композиции проводится работа с переживаниями.
Диагностика профессионального самоопределения подростков, включающая в себя:
Воспитанникам и педагогам даются рекомендации по результатам диагностического исследования.
Ежемесячно в соответствии с планом проводится групповое исследование воспитанников:
- Диагностика склонности воспитанников к различным формам девиантного поведения (Опросник «ДАП-П») - Диагностика агрессивного поведения (А. Басс, А. Дарки) - Диагностика выявления отношения воспитанников к ЗОЖ -Диагностика реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин), диагностика школьной тревожности (по мет. Филипса) -Определение уровня воспитанности (по мет. И.П. Капустина, М.И. Шиловой) -Социометрическое исследование (измерение степени сплоченности-разобщенности в детском коллективе, определение положения каждого ребенка в системе межличностных отношений) -Изучение уровня удовлетворенности воспитанников жизнью в детском доме (анкеты «Изучение удовлетворенности воспитанников жизнью в детском доме», «Воспитатель глазами воспитанника», «Уровень психологической комфортности») -Диагностика воспитанников-выпускников на выявление уровня сформированности жизненных навыков.
По результатам каждой диагностики составляется аналитическая справка с рекомендациями к работе.
Кроме группового исследования проводится индивидуальная диагностика по изучению личностных особенностей воспитанников:
- Изучение акцентуаций характера и темперамента (по мет. Шмишека, К. Леонгарда).
- Изучение самооценки подростков (Дембо-Рубинштейн)
- Диагностика развития психических процессов старших воспитанников:
- Диагностика продуктивности и устойчивости внимания (матрица с кольцами Ландольта)
- Оценка объема кратковременной и долговременной памяти (Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия)
- Выявление уровня самооценки воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста (методика В.Г. Щур «Лесенка»).
- Изучение уровня адаптации воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста (методика Л.П. Пономаренко «Дерево»)
- Диагностика готовности к школьному обучению
Также по изучению индивидуальных особенностей личности воспитанников всех возрастов используются методики проективного типа: рисуночный тест «Кактус» (авт. М.А. Панфилова), «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.), «Автопортрет» и др.
- Проведено комплексное диагностическое исследование на ПМПк (3 воспитанника)
Педагогом-психологом проводится индивидуальное консультирование воспитанников по следующим темам:
- профилактика бродяжничества, попрошайничества;
- профилактика побегов из детского дома;
- профилактика токсикомании, табакокурения и употребления алкоголя;
- повышение уровня самооценки воспитанников;
- повышение уровня учебной мотивации и профилактика пропусков уроков без уважительной причины;
- поведение в детском доме, отношения с педагогами;
- решение конфликтных ситуаций среди воспитанников;
- профориентационные консультации;
- консультации личного характера.
Также проводятся консультации для педагогов:
- по результатам психологической диагностики воспитанников с целью планирования дальнейшей индивидуальной и групповой работы.
Просветительское направление включает в себя:
- выступление на педсоветах по актуальным темам
- оформление стенда «Здоровье – это здорово», в кабинете психолога оформление стенда с рекомендациями и советами психолога.
- изготовление информационных буклетов
- участие в цикле интернет-вебинаров
- участие в областных и районных семинарах
- Анализ научно-методической литературы, подборка и отработка диагностических методик.
- Ведется документация по направлениям работы: журнал учета индивидуальной и групповой работы с воспитанниками, журнал консультаций, журнал диагностической работы, журнал работы по профориентации, карты психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска» с журналом по учету профилактической работы.