Психолого-педагогическое сопровождение

учебно-воспитательного процесса

Цель - обеспечение психологического сопровождения педагогического процесса в учреждении и всех его участников.
      Задачи: 

  1. Содействие в создании благоприятных социально-педагогических условий для адаптации вновь прибывших воспитанников учреждения.
  2. Содействие в создании благоприятных социально-педагогических условий для полноценного развития, обучения и воспитания детей, сохранения их психологического здоровья.
  3. Предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка.
  4. Оказание помощи ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательных и профессиональных маршрутов, нарушение эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимодействия со сверстниками, воспитателями, учителями.
  5. Проведение плановых мониторингов по определению уровня адаптации, воспитанности, комфортности, отношения к здоровому образу жизни, профессиональной ориентации воспитанников.
  6. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) всех участников воспитательно-образовательного процесса.
  7. Систематическое повышение квалификации, самообразование, саморазвитие в соответствии с современными требованиями педагогической науки.

Основные направления

психолого-педагогического сопровождения

  • Коррекционно-развивающее: психологическое обеспечение развития ребенка в соответствии с возрастными нормами; осуществление коррекционных мероприятий; помощь педагогам в реализации процесса воспитания и развития воспитанников.

   Развивающее и коррекционное направление заключается в активном воздействии на процесс формирования личности воспитанников.

   Данное направление реализовывается в виде групповых и индивидуальных занятий – тренингов. На занятиях активно используются методы арт-терапии (изотерапии, монотипии, сказкотерапии, музыкотерапии), мозговой штурм, вербализация, ролевое моделирование, дискуссия, игра, просмотр фильмов (мультфильмов с дошкольниками).

   Со старшими воспитанниками проводятся тематические занятия-тренинги, направленные на формирование навыков самопознания и саморазвития, навыков саморегуляции, развитие уверенности в себе, эмоционально-волевое развитие, развитие способности к эмпатии, к переживанию эмоций других, на овладение навыками общения, формированию способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов, сплочения детского коллектива:

  • «Представление о себе. Внутренний мир человека»
  • «Как мы общаемся без слов»
  • «Как мы разговариваем»
  • «Время доверять»
  • «Зачем нужна семья»
  • «Урок доброты»
  • «Барьеры на пути к общению. Что такое уверенное поведение»
  • «Конфликты и как им противостоять»
  • Тренинг группового сплочения и взаимодействия
  • Тренинг группового взаимодействия «Мы - команда»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

   

 

   С воспитанниками дошкольного и младшего школьного возраста проводятся групповые и индивидуальные занятия, направленные на формирование коммуникативных умений, развитие эмоциональной сферы, развитие личностной сферы (адекватной самооценки, повышение уверенности в себе), развитие интеллектуальной сферы, психических процессов. Тематика групповых занятий:

  • «Настроение моего дня»
  • «Злость – недобрая черта»
  • «Сказка, которая лечит душу»
  • «Мой друг – мультик»
  • «Путешествие в Песчаную страну»
  • «Дружба начинается с улыбки»
  • «Страна настроений» (открытое занятие)

   С детьми, склонными к девиантному поведению и стоящими на профилактическом учете, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей еженедельно проводятся индивидуальные занятия, направленные на предотвращение явлений дезадаптации, формирование устойчивой Я-концепции, формирование коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, на формирование навыков саморегуляции,  гармонизацию жизненных приоритетов и ценностей,  личностный рост.

   В рамках занятий по профориентации, помимо диагностических методик,  проведен ряд групповых тематических занятий:

  • «Мир профессий»
  • «Выбирая профессию – выбираешь образ жизни»
  • «Профессиональные интересы и склонности. Их роль в выборе профессии»
  • «Способности и их роль в выборе профессии»
  • «Темперамент и его проявление в профессиональной деятельности»
  • «Что я знаю о своих возможностях. Внимание и память»
  • «Ошибки в выборе профессии»
  • Деловая игра «Кадровый вопрос»

   Также проведены экскурсии в ГАПОУ «Городецкий губернский колледж», ГБПОУ «Чкаловский техникум транспорта и информационных технологий»

   С целью релаксации, стабилизации эмоционального состояния, оптимизации уровня тревожности и агрессии, создания положительного эмоционального фона,  проводятся  индивидуальные и подгрупповые занятия в сенсорной комнате. Дети отдают предпочтение  цвето-,  свето, музыкотерапии, а также песочной терапии. Старшие и младшие воспитанники с увлечением создавали картины из песка, строили песочные миры. Песочная терапия является хорошим диагностическим материалом внутреннего состояния. На основе созданной композиции проводится работа с переживаниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Диагностическое: углубленное изучение детей на протяжении всего учебно-воспитательного процесса, выявление индивидуальных особенностей, определение причин возникновения проблем в воспитании и обучении.

       Диагностика профессионального самоопределения подростков, включающая в себя:

  • Определение преобладающего типа мышления для прогнозирования успешности в конкретных видах профессиональной деятельности (Методика «Тип мышления» Г.В. Резапкиной)
  • Выявление профессиональных предпочтений воспитанников (Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова)
  • Выявление интереса к тем или иным сферам профессиональной деятельности (Методика «Карта интересов» А. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной)
  • Определение профессиональных склонностей воспитанников (Опросник «Определение профессиональных склонностей» Л. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной)

   Воспитанникам и педагогам даются рекомендации по   результатам диагностического исследования.

   Ежемесячно в соответствии с планом проводится групповое исследование воспитанников:

-  Диагностика склонности воспитанников к различным формам девиантного поведения (Опросник «ДАП-П»)                                          -  Диагностика агрессивного поведения (А. Басс, А. Дарки)                                                                                                                 - Диагностика выявления отношения воспитанников к ЗОЖ                                                                                                                                -Диагностика реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин), диагностика школьной тревожности (по мет. Филипса)                                                                                                                                                                                                                         -Определение уровня воспитанности (по мет. И.П. Капустина, М.И. Шиловой)                                                                                                 -Социометрическое исследование (измерение степени сплоченности-разобщенности в детском коллективе, определение положения каждого ребенка в системе межличностных отношений)                                                                                                                                       -Изучение уровня удовлетворенности воспитанников жизнью в детском доме (анкеты «Изучение удовлетворенности воспитанников жизнью в детском доме», «Воспитатель глазами воспитанника», «Уровень психологической комфортности»)                                              -Диагностика воспитанников-выпускников на выявление уровня сформированности жизненных навыков.

     По результатам каждой диагностики составляется аналитическая справка с рекомендациями к работе.

   Кроме группового исследования проводится индивидуальная диагностика по изучению личностных особенностей воспитанников:

- Изучение акцентуаций характера и темперамента (по мет. Шмишека, К. Леонгарда).
- Изучение самооценки подростков (Дембо-Рубинштейн)
- Диагностика развития психических процессов старших воспитанников:
 - Диагностика продуктивности и устойчивости внимания (матрица с кольцами Ландольта)
 - Оценка объема кратковременной и долговременной памяти (Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия)
 - Выявление уровня самооценки воспитанников дошкольного и  младшего школьного возраста (методика В.Г. Щур «Лесенка»).
- Изучение уровня адаптации воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста (методика Л.П. Пономаренко «Дерево»)

- Диагностика готовности к школьному обучению

   Также по изучению индивидуальных особенностей личности воспитанников всех возрастов используются методики проективного типа: рисуночный тест «Кактус» (авт. М.А. Панфилова), «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.), «Автопортрет» и др.

- Проведено комплексное диагностическое исследование на ПМПк (3 воспитанника)

  • Консультативное: психологическое консультирование педагогов и воспитанников по мере необходимости и запросу.

   Педагогом-психологом проводится индивидуальное консультирование воспитанников по следующим темам:

- профилактика бродяжничества, попрошайничества;

- профилактика побегов из детского дома;

- профилактика токсикомании, табакокурения и употребления алкоголя;

- повышение уровня самооценки воспитанников;

- повышение уровня учебной мотивации и профилактика пропусков уроков без уважительной причины;

- поведение в детском доме, отношения с педагогами;

- решение конфликтных ситуаций среди воспитанников;

- профориентационные консультации;

- консультации личного характера.

Также проводятся консультации для педагогов:

- по результатам психологической диагностики воспитанников с целью планирования дальнейшей индивидуальной и групповой работы.

  • Просветительское: доведение до всех участников учебного процесса информации психологического характера о причинах, способах преодоления и профилактики возникновения проблем в воспитании и обучении детей и подростков

    Просветительское направление включает в себя:

- выступление на педсоветах по актуальным темам

- оформление стенда «Здоровье – это здорово», в кабинете психолога оформление стенда с рекомендациями и советами психолога.

- изготовление  информационных буклетов

 - участие в  цикле интернет-вебинаров

 - участие в  областных и районных семинарах

  • Экспертное направление осуществлялось в участии в заседании психолого-медико-педагогического консилиума детского дома. По результатам диагностического обследования воспитанников и представленных психолого-педагогических характеристик с целью определения дальнейшего образовательного маршрута воспитанники направляются на областную ПМПК
  • Организационно – методическое направление:

Анализ научно-методической литературы, подборка и отработка диагностических методик.

-  Ведется документация по направлениям работы: журнал учета индивидуальной и групповой работы с воспитанниками, журнал консультаций, журнал диагностической работы, журнал работы по профориентации, карты психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска» с журналом по учету профилактической работы.

 

 

gallery/псих
gallery/пси6
gallery/псих9