ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 Психолого-педагогическое сопровождение

учебно-воспитательного процесса

   Цель - обеспечение психологического сопровождения педагогического процесса в учреждении и всех его участников.

   Задачи:

  1. Содействие в создании благоприятных социально-педагогических условий для адаптации вновь прибывших воспитанников учреждения.
  2. Содействие в создании благоприятных социально-педагогических условий для полноценного развития, обучения и воспитания детей, сохранения их психического здоровья.
  3. Предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка.
  4. Профилактика и работа по преодолению социально-психологической дезадаптации воспитанников.
  5. Оказание помощи ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательных и профессиональных маршрутов, нарушение эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимодействия со сверстниками, воспитателями и учителями.
  6. Проведение плановых мониторингов по определению уровня адаптации, воспитанности, психологической комфортности, отношения к здоровому образу жизни, профессиональной ориентации воспитанников.
  7. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) всех участников воспитательно-образовательного процесса.
  8. Содействие в устройстве детей на воспитание в семью, включая консультирование лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку ребенка, работу по профилактике отказа родителей от воспитания своих детей.
  9. Систематическое повышение квалификации, самообразование, саморазвитие в соответствии с современными требованиями педагогической науки.

 

Основные направления психолого-педагогического сопровождения

 

   Диагностическое направление - углубленное изучение детей на протяжении всего учебного процесса, выявление индивидуальных особенностей, определение причин возникновения проблем в воспитании и обучении. Данное направление предусматривает как индивидуальную, так и групповую работу. По результатам исследования для педагогов составляется аналитическая справка с рекомендациями к работе.

   Диагностический инструментарий:

1. Диагностика профессионального самоопределения подростков:

  • Методика «Тип мышления» Г.В. Резапкиной.
  •  Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова.
  • Методика «Карта интересов» А. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной.
  • Методика «Определение профессиональных склонностей» Л. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной.

2. Опросник «ДАП-П» (диагностика склонности воспитанников к различным формам девиантного поведения).

3. Методика «СОП» А.Н. Орел (выявление склонности подростков к различным видам отклоняющегося поведения).

4. Методика А. Басса, А. Дарки «Диагностика агрессивного поведения»

5.  «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина.

6. «Диагностика уровня школьной тревожности» Филипса.

7. Определение уровня воспитанности по методике И.П. Капустина, М.И. Шиловой.

8. Изучение акцентуаций характера и темперамента (по мет. Шмишека, К. Леонгарда).
9.Диагностика самооценки подростков (Дембо-Рубинштейн)
10. Диагностика психологического климата в группах:

  • Определение опосредованной групповой сплоченности (методика В.С. Ивашкина и В.В. Онуфриевой);
  • социометрическое исследование.

11.  Анкеты:

  • «Что я знаю о ЗОЖ»;
  • «Изучение удовлетворенности воспитанников жизнью в детском доме»;
  • «Воспитатель глазами воспитанника»;
  • «Уровень психологической комфортности».

12. Методика Л.П. Пономаренко «Дерево» (исследование уровня адаптации воспитанников младшего школьного возраста).

13. Методика В.Г. Щур «Лесенка» (выявление уровня самооценки воспитанников младшего школьного возраста).

14. Методика Г.А. Цукерман «Рукавички» (исследование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста).

15. Тест тревожности детей 4—7 лет (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

16. Рисуночный тест «Кактус» (авт. М.А. Панфилова).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Методика «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Методика «Автопортрет (Р. Бернс)  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Диагностика готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению:

Тест  Керна-Йрасека.

«Дорисовывание фигур» (модифицированный вариант Е.П. Торренса).

 Экспериментальная беседа.

Диагностика уровня  развития произвольного внимания и произвольной памяти.

Тест «Шифровка»

Тест «Нелепицы»

Тест  «Пространственно-арифметический диктант»

Тест  «Последовательные картинки»

Тест «Аналогии»

Тест «Логопедический»

Методика «Ведущая рука»

Тест Ф. Кречмера (диагностика леворукости)

20. Диагностика выявления отношений между сиблингами (братьями и сестрами)

Проективная методика «Семья животных»,

Цветовой тест отношений (по Люшеру),

Методика «Шкала определения привязанности между детьми-сиблингами» (модификация теста «Шкала определения соперничества между детьми», Шапарь В.Б.)

 

   Коррекционно-развивающее направление: психологическое обеспечение развития ребенка в соответствии с возрастными нормами; осуществление коррекционных мероприятий; помощь педагогам в реализации процесса воспитания и развития воспитанников. Данное направление заключается в активном воздействии на процесс формирования личности ребенка.

Коррекционно-развивающее направление реализуется в виде групповых и индивидуальных занятий – тренингов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы и приемы работы:

  • арт-терапия (изотерапия, монотипия, кляксография, сказкотерапия, музыкотерапия), 
  • мозговой штурм,
  • вербализация,
  • ролевое моделирование,
  • дискуссия,
  • игра,
  • просмотр фильмов (мультфильмов с дошкольниками).

   Со старшими воспитанниками проводятся тематические занятия-тренинги, направленные на формирование навыков самопознания и саморазвития, навыков саморегуляции, развитие уверенности в себе, эмоционально-волевое развитие, развитие способности к эмпатии, к переживанию эмоций других, на овладение навыками общения, формированию способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов, сплочение детского коллектива.

   С воспитанниками дошкольного и младшего школьного возраста проводятся групповые и индивидуальные занятия, направленные на формирование коммуникативных умений, развитие эмоциональной сферы, развитие личностной сферы (адекватной самооценки, повышение уверенности в себе), развитие интеллектуальной сферы, психических процессов.

   С детьми, склонными к девиантному поведению и стоящими на профилактическом учете, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей проводятся индивидуальные занятия, направленные на предотвращение явлений дезадаптации, формирование устойчивой Я-концепции, формирование коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, на формирование навыков саморегуляции,  гармонизацию жизненных приоритетов и ценностей,  личностный рост.

   В рамках занятий по профориентации, помимо диагностических методик, экскурсий на предприятия и в образовательные организации начального, среднего и высшего профессионального образования, с воспитанниками старшего возраста  проводится ряд групповых тематических занятий:

  • «Мир профессий. Определение типа будущей профессии»
  • Деловая игра «Кадровый вопрос»
  • «Выбирая профессию – выбираешь образ жизни. Стратегия выбора профессии»
  • «Профессиональные интересы и склонности. Их роль в выборе профессии»
  • «Способности и их роль в выборе профессии. Профессиональная пригодность»
  • «Темперамент и его проявление в профессиональной деятельности»
  • «Что я знаю о своих возможностях. Внимание и память»
  • «Ошибки в выборе профессии»

   С целью релаксации, стабилизации эмоционального состояния, оптимизации уровня тревожности и агрессии, создания положительного эмоционального фона,  проводятся  индивидуальные и подгрупповые занятия в сенсорной комнате.

Дети отдают предпочтение  цвето-,  свето-, музыкотерапии, а также песочной терапии. Старшие и младшие воспитанники с увлечением создают картины из песка, строят песочные миры. Песочная терапия является хорошим диагностическим материалом внутреннего состояния. На основе созданной композиции проводится работа с переживаниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Консультативное направление: психологическое консультирование представителей администрации, педагогов, воспитанников по мере необходимости и запросу, а также кандидатов в приемные родители на основании направления на посещение ребенка, родителей, ограниченных в родительских правах и лишенных родительских прав, в целях профилактики отказа от воспитания своих детей.

   Консультирование педагогов проводится по вопросам обучения, воспитания детей, ознакомления с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития воспитаннников, ознакомления с результатами диагностики с целью планирования дальнейшей индивидуальной или групповой работы.

   Консультирование воспитанников – совместное выявление проблемы и путей ее решения:

  • профилактика девиантного поведения,  
  • решение конфликтных ситуаций среди воспитанников;
  • профориентационные консультации;
  • консультации личного характера.

   Работа с родителями:

  • Консультирование кандидатов в приемные родители (на основании направления на посещение ребенка) в целях повышения психолого-педагогической компетентности по интересующим вопросам в области детской психологии, развития ребенка, о влиянии прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами, разлуки с семьей) на психофизическое развитие и поведение ребенка; об особенностях протекания периода адаптации ребенка в приемной семье.
  • Консультирование родителей, ограниченных в родительских правах и лишенных родительских прав, в целях профилактики отказа от воспитания своих детей о  влиянии депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка.

   Просветительское направление: доведение до всех участников образовательного процесса информации психологического характера о причинах, способах преодоления и профилактики возникновения проблем в воспитании и обучении (выступления на педагогических советах, оформление стенда с рекомендациями, изготовление информационных буклетов по актуальным темам).

   Экспертное направление: психолого-педагогическое обследование воспитанников с целью выявления психических отклонений в развитии, участие в заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума детского дома.

   Организационно – методическое направление: профессиональное совершенствование деятельности педагога-психолога. Реализуется за счет разработки конспектов мероприятий, проводимых психологом, пополнения дидактического материала, расширения диапазона применяемых диагностических методик, выполнения различных психологических исследований научного характера, повышения квалификации на базе НИРО, участия в вебинарах, семинарах-тренингах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решаем вместе
Не получили выплату или льготную путевку? Есть предложения по улучшению работы органов социальной защиты?