ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Воспитательная система детского дома

   Воспитательный компонент образовательной системы детского дома строится как воспитательная система. Мы ориентируемся на определение воспитания как педагогического компонента социализации, предполагающего целенаправленное управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий.

  Концептуальные основы и принципы воспитательной системы детского дома определяют отбор содержания воспитания, основу которого в воспитательной системе гуманистической направленности составляют  общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура.

   Нормативно-правовые акты в области дополнительного образования и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в   Российской Федерации»;

-Постановление Правительства РФ № 481 от 24.05.2014 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;

- Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 года N 1726-р.;

- Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 г;

- Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;

-Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

     Основные направления воспитательного процесса.

    Воспитательная работа  реализуется по следующим направлениям:

 1. Гражданско  – патриотическое воспитание.

Задача: Формирование у воспитанников социальной активности, гражданской ответственности, обеспечивающих становление личности воспитанника, обладающего позитивными ценностями и качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

 2. Духовно-нравственное воспитание.

Задача: Воспитание любви к родной земле, уважения к старшим, бережного отношения к природе, чуткости и уважения к людям, честности, правдивости, воспитание гражданского самосознания, ответственности и причастности к происходящему.
 3. Спортивно-оздоровительное воспитание.

 Задача: Формирование здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью.

 4. Социально-правовое воспитание.

Задача: Формирование правовой культуры, воспитание уважения к закону, к правам и интересам личности. Бережное отношение к общественному и личному имуществу, экономическое просвещение воспитанников.

 5. Профилактика безопасности жизнедеятельности воспитанников.

 Задача: Формирование основ личной безопасности и профилактики травматизма.

 6.  Профориентационно - трудовое воспитание.

Задача: Формирование потребности в труде как важнейшей ценности в ориентировании каждого воспитанника, воспитание убежденности подростка в будущей его востребованности обществом, построение временной перспективы будущего.

7. Художественно-эстетическое воспитание.

Задача: Формирование эстетической культуры воспитанников, развитие познавательного интереса и социальной значимости. Выявление и поддержка одаренных детей.

8. Учебно - познавательная деятельность.

Задача: Развитие всех видов мышления (теоретического, практического, социального, творческого и др.), познавательных интересов, потребности и умения самообразования, умственных и творческих способностей. Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, интеллектуальных, учебных умений и навыков.

9. Профилактика асоциальных явлений среди детей и подростков.

Задача: Формирование у воспитанников «здоровых» моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала.

   Воспитательная система в детском доме  включает в себя:

 - психологическую реабилитацию и социальную адаптацию;

 - овладение необходимыми жизненными навыками через воспитательные и коррекционные занятия;

 - дополнительное образование детей в детских творческих объединениях и спортивных секциях;

 - проектную деятельность;

 -профилактическую работу;

 - профориентацию;

 - внеурочную деятельность: подготовку и проведение общих мероприятий: праздников,  акций, соревнований,  конкурсов, КВН, викторин, тематических занятий;

 - организованный досуг: посещение кинотеатров, выставок, театров, экскурсий, библиотек, досуговых центров, цирка и т.д.;

детское самоуправление;

 - общественно-полезный труд;

 - воспитательную работу в группах.

    Педагогический  коллектив в своей работе использует Программу по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в современном обществе. Основной целью программы является формирование социальных компетенций воспитанников, способствующих их успешной адаптации в современном обществе, и развитие навыков, необходимых для самостоятельной жизни. Программа состоит из 8 модулей: «Человек. Азбука общения»,  «Семья»,  «Окружающий мир», «Государство», «Финансовая грамотность», «Здоровье», «Безопасность», «Труд и профессиональное самоопределение», по которым строится ежедневная работа воспитателей. Программа призвана помочь педагогам правильно ориентировать воспитанников в окружающем мире, обеспечить им необходимую нравственную и эмоциональную поддержку. Программа воспитательной работы позволяет адаптировать детей – сирот к самостоятельной жизни впоследствии, прививать у них необходимые для жизни умения и навыки, что дает возможность им адаптироваться в тех социально-бытовых условиях, в которые они попадут, формировать у детей культуру здорового образа жизни, способствовать формированию основ культуры общения, построению межличностных отношений, нравственной позиции воспитанника.

 Коррекционно – развивающая, просветительско –  профилактическая, реабилитационнная  деятельность служб и педагогов осуществляется по дополнительным общеобразовательным программам, разработанным педагогическим коллективом детского дома:

1. Программа профессионального самоопределения «Я и моя профессия».

В условиях детского дома особенно важно работать над формированием жизненных планов воспитанников, выявляя наиболее значимые жизненные ориентиры, тем самым способствуя их самоопределению. С целью создания благоприятных условий для профессионального и жизненного самоопределения старшеклассников была разработана программа для учащихся 7-9 классов. Характерной особенностью программы является нацеленность на личность старшеклассника с его потребностями и интересами, индивидуально-психологическими и возрастными особенностями.

2. Комплексная программа по профилактике асоциального поведения «Свой путь».

Целью программы является формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у воспитанников детского дома. Программа направлена на выявление причин деформаций в развитии детей и подростков, поиск средств и способов их устранения, создание здоровой и безопасной среды в детском доме, воспитание у детей юридической грамотности и законопослушного поведения.

3. Комплексно-целевая программа «Твое здоровье».

Программа направлена на создание в детском доме экологически чистой воспитательно-образовательной среды, обеспечивающей устойчивое, прогрессивное, оптимальное (физическое, психологическое, социокультурное) развитие каждого ребенка при сохранении здоровья и повышении его резервов.

  Научно-педагогической основой организации образовательного процесса в области дополнительного образования являются личностно-ориентированные технологии обучения. Многие наши воспитанники имеют проблемы в обучении вследствие педагогической запущенности и больших пробелов  в знаниях. А  дополнительное образование помогает им проявить  себя, способствует личностному развитию и социализации. Дополнительное образование  - это выход в открытое коммуникативное пространство. Все это способствует повышению жизненных шансов воспитанников на успешное устройство в приемные семьи. Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества. Дополнительное образование, исходя из своего разнообразия, стремится к органическому сочетанию видов досуга с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, решает проблему занятости детей.

    Занятость воспитанников во внеурочное время способствует решению следующих  задач. Самые значимые из них:

 - профилактика безнадзорности, вредных привычек, правонарушений;

-  развитие способностей и познавательных интересов воспитанников;

- обучение новым видам деятельности, связанным с социальным проектированием;

 - формирование  коллектива и традиций детского дома;

 - создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения.

   Дополнительное образование ведется по следующим направленностям:

  Художественно-эстетическая:

- ДТО «Танцевальный»

- ДТО "Художественный труд"

  Техническая:

- ДТО "Мой друг - компьютер"

  Социально-педагогическая:

- ДТО «Мастерская слова»

   В детском доме ведется работа по  организации профессионального обучения. Программа профессионального обучения «Рабочий зеленого хозяйства» предназначена для старших воспитанников детского дома, которые имеют неблагополучный прогноз для выпуска из детского дома и имеют проблемы с адаптацией в социуме, они могут получить профессию в привычных условиях детского дома, либо для воспитанников, уже закончивших обучение в профессиональной организации, но, не достигнув совершеннолетия, они получают дополнительную профессию в детском доме.

   В ГКОУ Городецкий детский дом построена система сотрудничества с учреждениями  культуры, спорта, центрами дополнительного образования, благотворительными фондами:

 - ГАУ НО «ФОК Александр Невский» - волейбол, легкая атлетика, бассейн, ледовая арена;

 - МБУК « Городецкий историко-художественный музейный комплекс»;

 - МБУК «Город мастеров»;

 - Городецкий Феодоровский мужской монастырь;

 - МБУК «ДК Северный»;

 - МБУК «Центральная детская  библиотека»;

 - МБОУ ДОД ЦВР "Радуга";

 - МО МВД России «Городецкий»;

 - Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования  Нижегородской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»;

 - ГБУ «Центр социальной помощи семье  и детям Городецкого района;

 - Благотворительный фонд «Жизнь без границ»;

 - Благотворительный фонд «Дети наши»;

 - Благотворительный фонд «Нижегородский»;

 - Благотворительный фонд «Бюро добрых дел»

   Особым направлением в воспитательной работе является развитие детского самоуправления. Детский совет  «Наш дом» является добровольным детским объединением, в котором вместе с взрослыми дети объединяются для совместной деятельности, для анализа и совершенствования жизни ребят в детском доме, для удовлетворе­ния социальных потребностей и интересов детей. Детское самоуправление  включает в себя проведение общих собраний воспитанников, выборы в Детский совет,  работа по плану работы Детского совета, ведение рейтинга групп, подведение его итогов, награждение активистов.

   Демократизация жизнедеятельности детского дома предполагает: 

 - активное участие в ней всех субъектов учебно-воспитательного процесса; 

- поиск, форм, способов включения всех педагогов и воспитанников в организацию системы воспитательной работы детского дома;   

 - формирование приоритетных ценностей детского коллектива и совместное осмысление перспектив развития;

 - формирование активной, творческой личности.

   Ежегодно в течение учебного года проходит традиционный конкурс «Лидер года».  Целью конкурса является выявление талантливых и творческих детей, содействие в проявлении индивидуальности воспитанников, расширение диапазона их активности и творческой деятельности. В конкурсе могут принимать участие все воспитанники детского дома в возрасте от 7 до 18 лет.

Конкурс проводится в четыре этапа с 1 сентября  по 15 апреля:

I   этап   - «Знакомьтесь - это я!»;

II   этап  - «Я за здоровый образ жизни!»;

III  этап  - «Школа мастерства»;

IV  этап  - «Звездный час».

   Подведение итогов конкурса и награждение победителей и призеров проходит в конце апреля на праздничном мероприятии, посвящённом Дню рождения детского дома. Лидеры определяются по номинациям: «Лидер года», «Ученик года», «Активист года», «Спортсмен года», «Артист года», «Творческая личность» 

   Традиции детского дома

1. Праздники

 -  День педагога;

 -  Новогодняя елка;

 -  Праздник «Широкая масленица»

 -  День рождения детского дома.

2. Игры, Конкурсы, Викторины

-  Детская научная конференция.

- Участие в районных и областных конкурсах художественного и декоративно-прикладного направления; 

 -  Тематические конкурсы и викторины, круглые столы

3. Соревнования

 - Лыжный пробег «Лыжня мужества»;

-  Военно - патриотическая игра «Зарница»;

- Участие в ежегодном социально-спортивном проекте «ЧЕБУРИАДА»

- Участие в областной спартакиаде среди воспитанников детских домов и школ-интернатов;

- Дни здоровья

4. КТД и др. мероприятия

- Акция «Чистая тропа», уборка Городецкого вала;

- Экскурсии и походы по Нижегородской области;

- Работа трудовой бригады, лагерь труда и отдыха;

-  Вахта памяти у могил воспитанников, погибших в Чечне. 

Решаем вместе
Не получили выплату или льготную путевку? Есть предложения по улучшению работы органов социальной защиты?