Воспитательная система детского дома

  Концептуальные основы и принципы воспитательной системы детского дома определяют отбор содержания воспитания, основу которого в воспитательной системе гуманистической направленности составляют  общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура.

Нормативно-правовые акты в области дополнительного образования и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в   Российской Федерации»;

-Постановление Правительства РФ № 481 от 24.05.2014 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;

- Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 года N 1726-р.;

- Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 г;

- Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;

-Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

     Основные направления воспитательного процесса.

    Воспитательная работа  реализуется по следующим направлениям:

 1. Гражданско  – патриотическое воспитание.

Задача: Формирование у воспитанников социальной активности, гражданской ответственности, обеспечивающих становление личности воспитанника, обладающего позитивными ценностями и качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

 2. Духовно-нравственное воспитание.

Задача: Воспитание любви к родной земле, уважения к старшим, бережного отношения к природе, чуткости и уважения к людям, честности, правдивости, воспитание гражданского самосознания, ответственности и причастности к происходящему.
 3. Спортивно-оздоровительное воспитание.

 Задача: Формирование здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью.

 4. Социально-правовое воспитание.

Задача: Формирование правовой культуры, воспитание уважения к закону, к правам и интересам личности. Бережное отношение к общественному и личному имуществу, экономическое просвещение воспитанников.

 5. Профилактика безопасности жизнедеятельности воспитанников.

 Задача: Формирование основ личной безопасности и профилактики травматизма.

 6.  Профориентационно - трудовое воспитание.

Задача: Формирование потребности в труде как важнейшей ценности в ориентировании каждого воспитанника, воспитание убежденности подростка в будущей его востребованности обществом, построение временной перспективы будущего.

7. Художественно-эстетическое воспитание.

Задача: Формирование эстетической культуры воспитанников, развитие познавательного интереса и социальной значимости. Выявление и поддержка одаренных детей.

8. Учебно - познавательная деятельность.

Задача: Развитие всех видов мышления (теоретического, практического, социального, творческого и др.), познавательных интересов, потребности и умения самообразования, умственных и творческих способностей. Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, интеллектуальных, учебных умений и навыков.

9. Профилактика асоциальных явлений среди детей и подростков.

Задача: Формирование у воспитанников «здоровых» моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала.

   Воспитательная система в детском доме  включает в себя:

 - психологическую реабилитацию и социальную адаптацию;

 - овладение необходимыми жизненными навыками через воспитательные и коррекционные занятия;

 - дополнительное образование детей в детских творческих объединениях и спортивных секциях;

 - проектную деятельность;

 -профилактическую работу;

 - профориентацию;

 - внеурочную деятельность: подготовку и проведение общих мероприятий: праздников,  акций, соревнований,  конкурсов, КВН, викторин, тематических занятий;

 - организованный досуг: посещение кинотеатров, выставок, театров, экскурсий, библиотек, досуговых центров, цирка и т.д.;

детское самоуправление;

 - общественно-полезный труд;

 - воспитательную работу в группах.

    Педагогический  коллектив в своей работе использует Программу по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в современном обществе. Основной целью программы является формирование социальных компетенций воспитанников, способствующих их успешной адаптации в современном обществе, и развитие навыков, необходимых для самостоятельной жизни. Программа состоит из 8 модулей: «Человек. Азбука общения»,  «Семья»,  «Окружающий мир», «Государство», «Финансовая грамотность», «Здоровье», «Безопасность», «Труд и профессиональное самоопределение», по которым строится ежедневная работа воспитателей. Программа призвана помочь педагогам правильно ориентировать воспитанников в окружающем мире, обеспечить им необходимую нравственную и эмоциональную поддержку. Программа воспитательной работы позволяет адаптировать детей – сирот к самостоятельной жизни впоследствии, прививать у них необходимые для жизни умения и навыки, что дает возможность им адаптироваться в тех социально-бытовых условиях, в которые они попадут, формировать у детей культуру здорового образа жизни, способствовать формированию основ культуры общения, построению межличностных отношений, нравственной позиции воспитанника.

 Коррекционно – развивающая, просветительско –  профилактическая, реабилитационнная  деятельность служб и педагогов осуществляется по дополнительным общеобразовательным программам, разработанным педагогическим коллективом детского дома:

1. Программа профессионального самоопределения «Я и моя профессия».

В условиях детского дома особенно важно работать над формированием жизненных планов воспитанников, выявляя наиболее значимые жизненные ориентиры, тем самым способствуя их самоопределению. С целью создания благоприятных условий для профессионального и жизненного самоопределения старшеклассников была разработана программа для учащихся 7-9 классов. Характерной особенностью программы является нацеленность на личность старшеклассника с его потребностями и интересами, индивидуально-психологическими и возрастными особенностями.

2. Комплексная программа по профилактике асоциального поведения «Свой путь».

Целью программы является формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у воспитанников детского дома. Программа направлена на выявление причин деформаций в развитии детей и подростков, поиск средств и способов их устранения, создание здоровой и безопасной среды в детском доме, воспитание у детей юридической грамотности и законопослушного поведения.

3. Комплексно-целевая программа «Твое здоровье».

Программа направлена на создание в детском доме экологически чистой воспитательно-образовательной среды, обеспечивающей устойчивое, прогрессивное, оптимальное (физическое, психологическое, социокультурное) развитие каждого ребенка при сохранении здоровья и повышении его резервов.

  Научно-педагогической основой организации образовательного процесса в области дополнительного образования являются личностно-ориентированные технологии обучения. Многие наши воспитанники имеют проблемы в обучении вследствие педагогической запущенности и больших пробелов  в знаниях. А  дополнительное образование помогает им проявить  себя, способствует личностному развитию и социализации. Дополнительное образование  - это выход в открытое коммуникативное пространство. Все это способствует повышению жизненных шансов воспитанников на успешное устройство в приемные семьи. Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества. Дополнительное образование, исходя из своего разнообразия, стремится к органическому сочетанию видов досуга с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, решает проблему занятости детей.

    Занятость воспитанников во внеурочное время способствует решению следующих  задач. Самые значимые из них:

 - профилактика безнадзорности, вредных привычек, правонарушений;

-  развитие способностей и познавательных интересов воспитанников;

- обучение новым видам деятельности, связанным с социальным проектированием;

 - формирование  коллектива и традиций детского дома;

 - создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения.

   Дополнительное образование ведется по следующим направленностям:

  Художественно-эстетическая:

- ДТО «Танцевальный»

- ДТО "Художественный труд"

  Техническая:

- ДТО "Мой друг - компьютер"

  Социально-педагогическая:

- ДТО «Мастерская слова»

   В детском доме ведется работа по  организации профессионального обучения. Программа профессионального обучения «Рабочий зеленого хозяйства» предназначена для старших воспитанников детского дома, которые имеют неблагополучный прогноз для выпуска из детского дома и имеют проблемы с адаптацией в социуме, они могут получить профессию в привычных условиях детского дома, либо для воспитанников, уже закончивших обучение в профессиональной организации, но, не достигнув совершеннолетия, они получают дополнительную профессию в детском доме.

   В ГКОУ Городецкий детский дом построена система сотрудничества с учреждениями  культуры, спорта, центрами дополнительного образования, благотворительными фондами:

 - ГАУ НО «ФОК Александр Невский» - волейбол, легкая атлетика, бассейн, ледовая арена;

 - МБУК « Городецкий историко-художественный музейный комплекс»;

 - МБУК «Город мастеров»;

 - Городецкий Феодоровский мужской монастырь;

 - МБУК «ДК Северный»;

 - МБУК «Центральная детская  библиотека»;

 - МБОУ ДОД ЦВР "Радуга";

 - МО МВД России «Городецкий»;

 - Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования  Нижегородской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»;

 - ГБУ «Центр социальной помощи семье  и детям Городецкого района;

 - Благотворительный фонд «Жизнь без границ»;

 - Благотворительный фонд «Дети наши»;

 - Благотворительный фонд «Нижегородский»;

 - Благотворительный фонд «Бюро добрых дел»

   Особым направлением в воспитательной работе является развитие детского самоуправления. Детский совет  «Наш дом» является добровольным детским объединением, в котором вместе с взрослыми дети объединяются для совместной деятельности, для анализа и совершенствования жизни ребят в детском доме, для удовлетворе­ния социальных потребностей и интересов детей. Детское самоуправление  включает в себя проведение общих собраний воспитанников, выборы в Детский совет,  работа по плану работы Детского совета, ведение рейтинга групп, подведение его итогов, награждение активистов.

   Демократизация жизнедеятельности детского дома предполагает: 

 - активное участие в ней всех субъектов учебно-воспитательного процесса; 

- поиск, форм, способов включения всех педагогов и воспитанников в организацию системы воспитательной работы детского дома;   

 - формирование приоритетных ценностей детского коллектива и совместное осмысление перспектив развития;

 - формирование активной, творческой личности.

   Ежегодно в течение учебного года проходит традиционный конкурс «Лидер года».  Целью конкурса является выявление талантливых и творческих детей, содействие в проявлении индивидуальности воспитанников, расширение диапазона их активности и творческой деятельности. В конкурсе могут принимать участие все воспитанники детского дома в возрасте от 7 до 18 лет.

Конкурс проводится в четыре этапа с 1 сентября  по 15 апреля:

I   этап   - «Знакомьтесь - это я!»;

II   этап  - «Я за здоровый образ жизни!»;

III  этап  - «Школа мастерства»;

IV  этап  - «Звездный час».

   Подведение итогов конкурса и награждение победителей и призеров проходит в конце апреля на праздничном мероприятии, посвящённом Дню рождения детского дома. Лидеры определяются по номинациям: «Лидер года», «Ученик года», «Активист года», «Спортсмен года», «Артист года», «Творческая личность» 

   Традиции детского дома

1. Праздники

 -  День педагога;

 -  Новогодняя елка;

 -  Праздник «Широкая масленица»

 -  День рождения детского дома.

2. Игры, Конкурсы, Викторины

-  Детская научная конференция.

- Участие в районных и областных конкурсах художественного и декоративно-прикладного направления; 

 -  Тематические конкурсы и викторины, круглые столы

3. Соревнования

 - Лыжный пробег «Лыжня мужества»;

-  Военно - патриотическая игра «Зарница»;

- Участие в ежегодном социально-спортивном проекте «ЧЕБУРИАДА»

- Участие в областной спартакиаде среди воспитанников детских домов и школ-интернатов;

- Дни здоровья

4. КТД и др. мероприятия

- Акция «Чистая тропа», уборка Городецкого вала;

- Экскурсии и походы по Нижегородской области;

- Работа трудовой бригады, лагерь труда и отдыха;

-  Вахта памяти у могил воспитанников, погибших в Чечне.