Воспитательная система детского дома 

 

   Воспитательный компонент образовательной системы детского дома строится как воспитательная система. Мы ориентируемся на определение воспитания как педагогического компонента социализации, предполагающего целенаправленное управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий.

   Концептуальные основы и принципы воспитательной системы детского дома определяют отбор содержания воспитания, основу которого в воспитательной системе гуманистической направленности составляют  общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура.

 

Нормативно-правовые акты в области

дополнительного образования и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

  •  Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в   Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ №481 от 24.05.2014 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», 
  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.;
  • Концепция развития дополнительного образования;
  • Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 г;

                        Основные направления воспитательного процесса.                                                                    

  1. Гражданско  – патриотическое воспитание.

Задача: Формирования у воспитанников социальной активности, гражданской ответственности, обеспечивающих становление личности воспитанника, обладающего позитивными ценностями и качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

 2. Духовно-нравственное воспитание.

Задача: Воспитание любви к родной земле, уважение к старшим, бережного отношения к природе, чуткости и уважения к людям, честности, правдивости,воспитание гражданского самосознания, ответственности и причастности к происходящему.
 3. Спортивно-оздоровительное воспитание.

 Задача: Формирование здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью.

 4. Социально-правовое воспитание.

Задача: Формирование правовой культуры, воспитание уважения к закону, к правам и интересам личности. Бережное отношение к общественному и личному имуществу, экономическое просвещение воспитанников.

 5. Профилактика безопасности жизнедеятельности воспитанников.

 Задача: Формирование основ личной безопасности и профилактики травматизма.

 6.  Профориентационно - трудовое воспитание.

Задача: Формирование потребности в труде как важнейшей ценности в ориентировании каждого воспитанника, воспитание убежденности подростка в будущей его востребованности обществом, построение временной перспективы будущего.

  7. Художественно-эстетическое воспитание.

Задача: Формирование эстетической культуры воспитанников, развитие познавательного интереса и социальной значимости. Выявление и поддержка одаренных детей.
  8. Учебно - познавательная деятельность.

Задача: Развитие всех видов мышления (теоретического, практического, социального, творческого и др.), познавательных интересов, потребности и умения самообразования, умственных и творческих способностей. Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, интеллектуальных, учебных умений и навыков.

  9. Профилактика асоциальных явлений среди детей и подростков.

Задача: Формирование у воспитанников «здоровых» моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала.

 Воспитательная система  в детском доме  включает: 

-    психологическую реабилитацию и социальную адаптацию;

-    дополнительное образование детей в детских творческих объединениях и    спортивных секциях;

-    профилактическую работу;

-    профориентацию;

-  внеурочную деятельность: подготовку и проведение общих мероприятий-   праздников,  акций, соревнований, конкурсов, КВН, викторин, тематических занятий;

-  организованный досуг: посещение кинотеатров, выставок, театров, экскурсий, библиотек, досуговых центров, цирка и т. д.;

-    детское самоуправление;

-    общественно-полезный труд;

-    проектную деятельность;

-    воспитательную работу в группах;

 

1. Познавательные:

- Беседы, дискуссии, круглые столы, конференции

- Встречи с ветеранами, очевидцами исторических событий, представителями современной экономики, науки, культуры

- Проектно-исследовательская деятельность

- Экскурсии

2. Познавательно-игровые:

- Участие  олимпиадах, фестивалях, КВН

- Организация и проведение спортивных мероприятий интеллектуальных викторин

- Участие в муниципальных, областных спортивных соревнованиях

3. Творческие:

- Творческие конкурсы, фестивали

-  Концерты

- Организация выставок на базе детского дома и учреждений дополнительного образования

4. Досуговые:

- Выступление на общих праздниках

- Проведение тематических вечеров, дней именинника

- Встречи с волонтерами;

- Посещение театров и кинотеатров

5. Деятельные:

- Участие в экологических  акциях и социально-значимых проектах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитательная работа в учебном году строится в рамках тематических месячников на основе программно-целевого метода.

  • Сентябрь – месячник гражданской безопасности «Сохрани свою жизнь»
  • Октябрь – месячник профориентации «Все профессии важны, все профессии нужны»
  • Ноябрь – месячник пропаганды ЗОЖ   «Наше здоровье в наших руках»
  • Декабрь – месячник правового воспитания «Я – гражданин России»
  • Январь – традиции и праздники русской православной культуры
  • Февраль – месячник военно-патриотического воспитания «Парни, парни – это в ваших силах»
  • Март – месячник социального проектирования «Город добрых сердец»
  • Апрель – месячник экологического воспитания и профилактики пожарной безопасности «Земля – общий дом человечества»
  • Май - месячник патриотического воспитания "Мы этой памяти верны"

   Педагогический  коллектив в своей работе использует Программу подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни в современном обществе, рекомендованную министерством образования Нижегородской области.

Комплексно-целевые программы учреждения

Педагогический коллектив в своей работе использует:

 1. Программа подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в современном обществе;

2.  Программа формирования профессионального самоопределения «Взгляд в будущее»

3. Комплексно-целевая  программа «Твое здоровье»

4. Программа социальной адаптации выпускников

5. Комплексная программа по профилактике асоциального поведения «Свой путь»

Дополнительное образование воспитанников

Социально-педагогическая направленность:                                                 

- занятия СБО «Хозяюшка»

- занятия по СБО «Юный парихмахер»

- ДТО «БиблиоНяня»

- занятия по СБО «Уютный дом»

Художественная направленность:

-  ДТО "Музыкальный"

- ДТО «Танцевальный»

Научно-техническая направленность:

- ДТО "Мой друг - компьютер"

Физкультурно – оздоровительная направленность:

- секция  настольный теннис.

Профессиональное обучение по профессии «Рабочий зеленого хозяйства», целью которого является ускоренное приобретение воспитанниками навыков, необходимых для выполнения определенной работы  по профессии, и не сопровождается повышением образовательного уровня воспитанников.                                                                                                     

Сотрудничество с учреждениями культуры, спорта, социальной защиты и центрами доп. образования:

- посещение бассейна, волейбольной секции, ледовой арены и секции по стрельбе на базе  ГУ НО ФОК «Александр Невский »;

- посещение воспитанниками секции по занятиям легкой атлетикой   МУ «Физкультурно- оздоровительный      комплекс стадион «Спартак»;                                                                           

 - сотрудничество с МБУК «Городецкий  историко-музейный комплекс»;

- МБУК «Центральная районная библиотека»;

- Храм Архангела Михаила;

- МБУК  «Город мастеров»;

- ДК «Северный»; ДЦ «Метеор»

- МБОУ ДО ЦВР «Чайка»;

- ГБУ «Центр социальной помощи семье  и детям

   Городецкого района.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 1.  Праздники

 - Участие в празднике Древнего города;

 -  День педагога;

 -  Новогодняя елка;

 -  Праздник «Широкая масленица»

 -  День рождения детского дома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           

 

                                                                           2.  Игры, Конкурсы, Викторины

 -   Детская научная конференция.

-    Участие в районных и областных конкурсах художественного и    декоративно-прикладного направления; 

 -   Тематические конкурсы и викторины, круглые столы

 

 3. Соревнования 

 - Лыжный пробег «Лыжня мужества»;

 Военно- патриотическая игра «Зарница»;

- Участие в областной спартакиаде среди воспитанников детских домов и школ-интернатов;

Дни здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 4.     КТД и др. мероприятия

 

 Акция «Чистая тропа» уборка Городецкого вала.

 Экскурсии и походы по Нижегородской области.

-  Работа трудовой бригады, лагерь труда и отдыха.

-   Издание газеты « Библионяня».

-   Вахта памяти у могил воспитанников, погибших в Чечне. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Работа Детского совета

 Детский совет  «Наш дом» является добровольным детским объединением, в котором вместе со взрослыми дети объединяются для совместной деятельности, для анализа и совершенствования жизни ребят в детском доме, для удовлетворе­ния социальных потребностей и интересов ребят.

       Основная цель: социализация личности, её устойчивое моральное становление.

         Задачи:

  • Вырабатывать активную жизненную позицию, умение принимать     решения и добиваться их выполнения;
  • Создавать условия для успешного самовыражения, самореализации ребят детского дома;
  • Обеспечить равные возможности для развития индивидуальности;
  • Воспитывать лидерские качества детей.

     В детском совете участвуют ребята по представительскому принципу: по 3 человека от группы. Состав совета сохраняется в течение всего учебного года. Вакантные должности в совете распределяются среди утверждённого состава по желанию.

          Заседания детского совета проходят еженедельно в строго отведённое время.

            Документация::

  • Планы работы детского совета на год
  • Проколы заседаний
  • Выписки из решений детского совета

Демократизация жизнедеятельности детского дома предполагает:     

  • активное участие в ней всех субъектов учебно-воспитательного процесса;     
  • поиск, форм, способов включения всех педагогов и воспитанников в организацию системы воспитательной работы детского дома;   
  • формирование приоритетных ценностей детского коллектива и совместное осмысление перспектив развития;
  • формирование активной, творческой личности.

Детское самоуправление  включает в себя проведение общих собраний воспитанников, выборы в Детский совет,  работа по плану работы Детского совета, ведение рейтинга групп, подведение его итогов, награждение активистов.

В течение учебного года проходит конкурс «Лидер года»

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

Цель конкурса: выявление талантливых и творческих детей,  содействие в проявлении индивидуальности воспитанников, расширение диапазона их активности и творческой деятельности.

Конкурс проводится с 1 сентября  по 15 апреля в четыре этапа:

I   этап  (октябрь) - «Знакомьтесь - это я!»;

II   этап  (ноябрь) - «Я за здоровый образ жизни!»;

III  этап  (январь) - «Школа мастерства»;

IV  этап  (март) - «Звездный час».

  Подведение итогов конкурса и награждение победителей и призеров будет проходить в конце апреля на Дне рождения детского дома. Лидеры определяются по номинациям:

*           «Лидер года»

*           «Ученик года»

*          «Активист года»

*          «Спортсмен года»

*          «Артист года»

*          «Творческая личность»

 

 

 

 

 

gallery/p1070798
gallery/dscf9380
gallery/p1070674
gallery/dscf9158
gallery/dscf9964
gallery/dscf9454
gallery/dscf0866
gallery/p1070765
gallery/митинг
gallery/чечн
gallery/акция